Пани N. (nataliselvinier) wrote,
Пани N.
nataliselvinier

Categories:

***

A forgószélbe dobott bal cipő megjelenésre kényszeríti
a benne táncoló boszorkányt.

Róheim Géza. Magyar néphit és népszokások

Левый башмак, брошенный в вихрь, заставляет показаться
танцующую в нем ведьму.

Геза Рохейм. Обычаи и верования венгерского народа.


Нашла любопытную книгу: сборник судебных актов по ведовским процессам в Венгрии. Добрая часть документов, естественно, на латыни. Однако каждое отдельное дело сопровождается кратким описанием на венгерском языке: кто, кого, когда, где и в чем обвинил, был ли приговор суда и какое вынесено наказание, а также исполнено ли оно. Вот это очень люблю - история в лицах, т.е. не какие-то абстрактные глобальные процессы, а повседневная жизнь, конкретные судьбы как отражение этих самых глобальных процессов.

Перевела (пока не до конца, но к этому стремлюсь) вступление к книге, в котором дано общее описание веры в ведьм и ведовских процессов в Венгрии. Буду выкладывать по частям.



ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ВЕНГРИИ. СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ.
Под редакцией Андора Комароми.
Издательство Венгерской академии наук. Будапешт, 1910.
Предисловие
Вера в ведьм и развернувшаяся на ее основе охота на ведьм, которая на протяжение нескольких сотен лет, как эпидемия, скосившая сотни тысяч жертв, опустошала – главным образом - Западную и Центральную Европу, является темным пятном в истории духовно-нравственного развития человечества. Вместе с тем она порождает вопросы, любопытные с точки зрения разных областей науки.

Сам по себе факт, что погибло такое количество людей, которым предъявляли, с нашей теперешней точки зрения, совершенно нелепые обвинения, требует пристального внимания. Еще более удивительно то очевидное противоречие, что эти средневековые суеверия буйно расцвели не в мрачное Средневековье, а на заре Нового времени – в эпоху открытий, расцвета искусств и возрождения наук, которой принято приписывать торжество совести и свободного разума.

Исследователя религиозных воззрений интересует, как средневековая схоластика сформировала и усиливала веру в дьявольскую силу, посредством чего понятие колдовства становилось все более страшным и удивительным.

Для науки уголовного права важно пронаблюдать, какую роль играла инквизиция в усилении гонений на ведьм и колдунов, и особенно: в какой мере ответственна за массовость преследований и ужасающе возросшее число жертв заблуждений разработанная в рамках инквизиции процедура по выявлению и истреблению ереси, которая с чрезвычайной жестокостью и изворотливостью применялась также в отношении считавшегося ересью колдовства и которая в своем роде наилучшим образом предстает перед нами во всемирно известном, признанном в качестве официального кодекса «Молоте ведьм» Якова Шпренгера и Генриха Инститориса.

Психиатров и неврологов интересует, не страдали ли те несчастные женщины, которые признавались в невероятных вещах, от душевных болезней и истерии.

Исследователи этнопсихологии и мифологи находят интересный материал в показаниях свидетелей: прозвучавшие из «народных уст» и официально зафиксированные суеверия.

В соответствии с этим, практически на каждом европейском языке существует множество, в определенной части выдающихся, работ, литературы, занимающейся данными вопросами.

В нашей научной литературе ведовские процессы до настоящего времени подробно (по крайней мере публично) не освещались. Этому вопросу посвящена только одна немецкоязычная работа: Фридрих Мюллер. Beiträge zur Geschichte des Hexenglaubens und des Hexenprozesses in Siebenbürgen. Однако данная книга рассматривает исключительно процессы, имевшие место в районе проживания трансильванских саксов, и, опираясь на малое количество данных, приходит к ошибочным заключениям.
Один наш выдающийся ученый, Аладар Баллаги, более внимательно занимался предметом и даже, по моим сведениям, читал лекции по данной теме в будапештском университете.

Эти труды однако не стали достоянием общественности. Многие проявляли определенный интерес к ведовским процессам: Мар Бел, Фесслер, Чаплович, Сирмаи публиковали некоторые данные. В научных и научно-популярных изданиях, в монографиях городского и комитатского уровня, в паре научных работ было представлено немало ведовских процессов. Среди тех, кто публиковал эти данные, мы встречаем наиболее уважаемые в нашей исторической науке имена.

Тем не менее, все эти публикации, несмотря на ценность многих из них, недостаточны для того, чтобы мы получили четкое и ясное представление о ведовских процессах в Венгрии, о их течении и распространении, о подлежавшей применению законной процедуре и о их связи с соответствующими процессами за рубежом. Однако они были достаточны для того, чтобы, обратив на них свой интерес, мы могли заметить, каким образом подавляющее большинство процессов в Венгрии существенно отличается от зарубежных процессов периода охоты на ведьм, в том числе, что касается веры в ведьм как основы таких процессов.

Вследствие моих культурно-исторических исследований я уже давно считаю невозможным, что король Венгрии Кальман как будто бы не верил в существование ведьм. Я не мог поверить, что даже самый выдающийся ум способен настолько подняться над духовными воззрениями своей эпохи, чтобы опередить ее на несколько столетий. К изучению ведовских процессов меня привело, с одной стороны, это обстоятельство, а с другой стороны – что казалось более заманчивым – я надеялся найти среди озвучиваемых в суде суеверий фрагменты и отголоски языческих верований наших предков.

Когда же во время своих исследований я заметил существенные отличия между процессами в Венгрии и между зарубежными процессами времен расцвета охоты на ведьм, я решил, что буду заниматься выяснением вопросов, связанных с венгерскими ведовскими процессами.

Так как имевшиеся публикации казались мне недостаточными для того чтобы прийти к верным заключениям, я понял, что первый, самый необходимый шаг – сбор большего количества данных.

Я начал поиски в городских и комитатских архивах, в собрании рукописей Венгерского национального музея, копировал материалы ведовских процессов, из очень объемных томов - делал выписки. Результатом этой работы стал настоящий сборник документов.

Больше всего данных предоставил комитат Бихар: материалы и документы по 66 процессам, из которых 45 были найдены в комитатском архиве, 21 – в собрании рукописей Венгерского национального музея. Удалось собрать: в городском архиве Дебрецена – 60, в городском архиве Коложвара – 35, в комитате Угоча – 22, в муниципалитете Араньошсек – 20, в муниципалитете Марошсек – 18, в Дешском городском архиве – 25 дел. В собрании рукописей Венгерского национального музея я нашел выписки из 17 дел, разбиравшихся в комитате Тренчин, и из 5 дел, разбиравшихся в комитате Ваш (замок Кёрменд). Государственный архив предоставил данные только по заключительному периоду ведовских процессов, когда королева Мария Терезия начала их ограничивать: королевские указы, распоряжения наместников, властные предписания, возбужденные процессы и иные данные за период с 1756 по 1768 годы. Всего мне удалось найти 308 до сих пор не известных фактов. Помимо этих данных, я стремился исследовать и уже имеющиеся публикации. Последние я привожу не в полном объеме, а только кратко излагаю их суть и указываю источник, откуда я почерпнул сведения. Таких фактов в данном сборнике имеется 153, следовательно, в совокупности он содержит 461 факт.

Из уже имеющихся печатных изданий более всего данных предоставила вышеупомянутая работа Фридриха Мюллера, из которой я почерпнул сведения о 47 процессах, имевших место в районе проживания трансильванских саксов. В ежегоднике археологического общества комитата Бекеш я нашел поистине ценные данные о 13 процессах. Также в качестве одного из ценнейших источников следует назвать архив документов Яноша Райзнера по истории города Сегеда. Остальные данные, отчасти весьма любопытные, я собирал разрозненно.  

Я посчитал важным перечислить комитаты и города, из которых поступили материалы, потому, что при таком перечислении сразу же видно, что в данном сборнике представлен, в основном, регион Потисья – главным образом, Трансильвания и Затисье. К сожалению, о ведовских процессах в Задунавье и на палоцких землях едва ли есть сведения. Однако те немногочисленных факты, которые мне удалось раздобыть, подтверждают, что данные процессы похожи на те, что имели место в других регионах.
На основании вышеприведенных сведений нельзя сделать вывод, в каком регионе было более всего ведовских процессов, уже хотя бы потому, что, учитывая всю территорию страны, мне предоставился случай проводить исследования только в небольшом количестве городов и комитатов. К тому же и в этих местах результат зависел, главным образом, от того, в каком объеме сбережена документация и реестры прошлых столетий. Так, в городском архиве Коложвара, где сохранились действительно интересные акты конца XVI-го столетия и где мне удалось собрать данные о наиболее давних процессах, из актов XVII-го века осталось мало, актов же XVIII-го века не осталось вообще. В комитате Бихар имеется очень мало документов по последним годам XVII-го столетия, протоколы XVIII-го столетия, напротив, сохранились практически в полном объеме. Архив города Дебрецена – один из наиболее цельных, но и в нем очень много пробелов.

То обстоятельство, что многие акты оказались утрачены, влечет за собой фрагментарность большей части нашей публикации. Местами присутствует только обвинительный акт или протокол первого слушания, иной раз – одни лишь показания свидетелей, во многих случаях – только приговор.

Тем не менее, фрагментарность публикаций не препятствует выявлению сущности вещей, так как они взаимно проливают свет друг на друга и взаимно друг друга подкрепляют. Дополнение и возможное исправление многих эпизодов в любом случае будет возможно на основании последующих, весьма необходимых исследований.

До тех же пор, пока мне представится возможность опубликовать результаты моих исследований в более обширном научном труде, я кратко обрисую те существенные различия, которые выявились между подавляющим большинством венгерских ведовских процессов и ведовскими процессами времен эпохальных гонений на ведьм.

to be continued
Tags: Néphit/Народные верования, венгерское, перевод
Subscribe

  • ***

    Венгерские народные песни, которые, по словам мужа, во времена его детства знал наизусть каждый венгерский ребенок. В первом видео дети исполняют…

  • ***

    Göcseji boszorkányok éjjel 11 óra után lepedőt borítanak magukra, a tehén tőgyét emberi…

  • ***

    Пара тематических (в смысле, рождественских) видео. (Язык и стоящая за ним культура - мощное силовое поле, неизменно влияющее на попавшую в него…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • ***

    Венгерские народные песни, которые, по словам мужа, во времена его детства знал наизусть каждый венгерский ребенок. В первом видео дети исполняют…

  • ***

    Göcseji boszorkányok éjjel 11 óra után lepedőt borítanak magukra, a tehén tőgyét emberi…

  • ***

    Пара тематических (в смысле, рождественских) видео. (Язык и стоящая за ним культура - мощное силовое поле, неизменно влияющее на попавшую в него…