Пани N. (nataliselvinier) wrote,
Пани N.
nataliselvinier

Categories:

***

Göcseji boszorkányok éjjel 11 óra után
lepedőt borítanak magukra,
a tehén tőgyét emberi ürülékkel bekenik,
azután az állat előtt tancolnak és magukban
boszorkánymondásokat mormolnak
és úgy ugrálva fejik a tejet a kis bögrébe.


Róheim Géza. Magyar néphit és népszokások

Гёчейские ведьмы ночью после 11
заворачиваются в простыню,
мажут коровье вымя человеческими испражнениями,
после танцуют перед животным, бормочут про себя
ведьминские заклинания
и, так прыгая, доят молоко в маленькую чашку.


Геза Рохейм. Обычаи и верования венгерского народа.

Продолжение этого перевода.

В час по чайной ложке, но, наверно, когда-нибудь переведу до конца.

Сначала хотела слукавить, пропустив ту часть, где речь идет об общеевропейской ситуации с ведовскими процессами, и перейти сразу к Венгрии, однако в ней есть интересные моменты, необходимые для понимания венгерских реалий.

Например, автор (забегая вперед: эту часть я еще не перевела, но прочитала) очень интересно рассказывает про того самого венгерского короля Кальмана, который якобы запретил преследование ведьм на том основании, что их не существует. Автор пишет, что речь, в действительности, идет не о ведьмах, а о неких потусторонних существах (каких - ниже в переводе), вера в которых была запрещена христианскими правителями (видимо, таким образом боролись с пережитками язычества). Ведьмы же и колдуны по представлениям тех времен - совершенно реальные живые люди из плоти и крови, вставшие на сторону зла и получившие свои способности от темных сил. Вот их-то преследовать и наказывать можно и нужно, чем усердно занимались о той поре правоохранительные органы, в том числе - в Венгрии.

Первооснова и самая важная составляющая любой веры в ведьм – страх того, что с помощью колдовства можно причинить вред и вызвать несчастья. Во все времена повсеместно существовало поверье, что отдельные индивиды могут обладать сверхчеловеческими способностями и с помощью демонов или богов либо посредством тайных знаний исцеляют людей и животных либо вредят им, причиняют смерть, разного рода ущерб, гадают и т.п., т.е., одним словом, являются колдунами.  В этом можно убедиться на многочисленных примерах из книг этнографов и известных путешественников о существующих в наши дни примитивных и варварских народах. Это подтверждают также ассиро-вавилонская клинопись и египетские пергаменты.

Рим тоже был полон колдунами разных мастей, однако с точки зрения уголовного права, объектом внимания становились только те, кого подозревали в причинении ущерба. Причиненный таким образом ущерб называли maleficium, veneficium, а причинившего его колдуна – maleficus, veneficus. Сформировавшаяся под влиянием римлян европейская цивилизация переняла название maleficus, которое стало обычным обозначением для колдунов-злоумышленников.

Иные политеистические религии преследовали и наказывали не самого колдуна, а причиненный посредством колдовства вред. Однако уже в первой книге законов монотеистической религии для каждого колдуна определено строжайшее наказание. В Книге Исход сказано: «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:18). В течение всего Средневековья, более того - и в XVIII веке на нее ссылались во время ведовских процессов.

В христианском Риме, руководствуясь соответствующей концепцией, наказывали уже не только причиненный колдунами вред, но и вообще любой акт колдовства, о чем свидетельствуют кодекс Феодосия II (438) и кодекс Юстиниана (529).

Изложение того, какие законные процедуры применяли германские народы, поселившиеся на обломках рухнувшей Римской империи, заняло бы много времени. В целом, дело обстояло так: существовала вера в действенность многих видов колдовства, многочисленные же суеверия, бытовавшие в народной среде, светские и церковные власти ставили под сомнение и запрещали веру в эти явления.

На протяжении всего Средневековья не только народ, но также церковные и светские власти были убеждены, что посредством колдовских чар, успех которых объясняли участием дьявола, можно причинить разнообразный ущерб. Обычно верили в то, что колдуны вредят животным, ухудшают удойность коров, насылают болезни на людей, доводят до смерти или безумия, порождают ненависть между влюбленными, наводят любовные чары, лишают мужчин мужской силы, переносят посевы с одного поля на другое, вызывают бури. Все это совершается с помощью разных средств и методов: собранные во время специальных обрядов травы, заговоры и наговоры, предметы, помещаемые на пути следования жертвы или под порог ее дома, восковые фигурки, которые протыкали или бросали в огонь, чтобы причинить жертве смерть, и т.п.

На основании этих убеждений в течении всего Средневековья колдунов и ведьм (maleficus) сурово наказывали. Кроме явлений, составляющих понятие maleficium, в народной среде существовало также множество поверий, не признаваемых светской и церковной властью.

Среди последних я назову только веру в стригоев, т.к. в дальнейшем это будет необходимо для выяснения сути нашего предмета, а также веру в то, что определенные группы еретиков проводили под председательством дьявола святотатственные собрания.

Стригоями (стригами) считали способных летать ночных существ, которые пожирали людей, особенно детей, высасывая их кровь. У этого понятия было множество разновидностей. Существовали представления, что некоторые женщины обладают качествами существ потустороннего мира и летают ночами в поисках разврата. Данные народные верования власти не просто не признавали, но и прямо запрещали. Законы франков, алеманнов, лангобардов в этом отношении отражают единую точку зрения. Король лангобардов Ротари предписывает (643 г.), что христианам непозволительно верить в существование стригоев, и строго запрещает судьям возбуждать производства на основании таких обвинений.  Карл Великий (787 г.) применительно к саксам в I. капитулярии угрожал смертной казнью тому, кто убьет стригоя*.

to be continued
_________________
* Видимо, имеется в виду: тому, кто убьет человека, подозревая, что он стригой
Tags: Néphit/Народные верования, венгерское, перевод
Subscribe

  • ***

    A forgószélbe dobott bal cipő megjelenésre kényszeríti a benne táncoló boszorkányt.…

  • ***

    Пара тематических (в смысле, рождественских) видео. (Язык и стоящая за ним культура - мощное силовое поле, неизменно влияющее на попавшую в него…

  • Попытка перевода

    Венгерская народная песня в исполнении Марты Шебештьен. Én az éjjel nem aludtam egy órát, hallgattam a…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment